
История появления отечественных аэросаней восходит к эпохе царской России.
Действительно, еще в начале ХХ века, вслед за появлением компактных двигателей
внутреннего сгорания были разработаны и построены первые аэросани, которые
предназначались отнюдь не для военных нужд, но в качестве легких прогулочных и
спортивных экипажей. Тем не менее, огромные просторы Российской империи при
слабой сети дорог, суровые климатические условия русского Севера давно ставили
перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего
транспортного средства. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны, в 1912
году, на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск первых отечественных
транспортных аэросаней. Однако в войну аэросани использовались весьма слабо
(первое боевое применение было зафиксировано в 1915 году), по крайней мере,
значительного количества фактов применения аэросаней в военных целях автору
найти не удалось.
 |
Отряд лыжников.
На заднем плане аэросани НКЛ-16. |
Вскоре разразилась Гражданская война. Молодому большевистскому режиму не
хватало буквально всего: продовольствия, топлива, оружия. Во многих областях
транспорт почти не работал. Зима 1918-1919 года выдалась особенно снежной, связь
со многими отдаленными районами страны практически прервалась. Анализируя боевой
опыт мировой войны Совета Труда и Обороны, заслушав доклад А.С.Кузина "О
снегоходной технике", издал распоряжение о создании Комиссии по Организации
Постройки Аэросаней (КОМПАС). В ее состав вошли такие видные ученые, как Н. Е.
Жуковский, ставший ее научным руководителем, Н.Р.Брилинг, избранный
председателем КОМПАСа (кстати, именно Брилинг является основоположником
аэросанного дела в царской России), конструкторы А.А.Архангельский, А.Н.Туполев,
Е.А.Чудаков, А.А.Микулин, Б.С.Стечкин, А.С.Кузин.
Продолжение
следует ...